Актуальное

Улучшали закон, порвали две гармонии?

Вокруг поправок к закону об НКО продолжается ожесточенная политическая борьба. В пятницу прошло очередное заседание президентской рабочей группы, готовящей предложения по изменению законодательства о некоммерческих организациях (НКО).  

Напомним, в апреле 2008 года Дмитрий Медведев заявил, что законодательство о некоммерческих организациях «не является идеальным» и «какие-то изменения в нем возможны, а какие-то даже и необходимы», поэтому следует «посмотреть критическим взором на практику применения этого законодательства». Президент также поделился наблюдением: «У значительной части чиновников возникло ощущение, что любые неправительственные организации – это враги государства, с которыми нужно бороться, чтобы через них не просочилась какая-нибудь зараза, которая подорвет устои нашего строя».

В мае прошлого года Медведев, выполняя обещание «посмотреть критическим взором», создал из чиновников и представителей гражданского общества рабочую группу, которой поручил за три недели «гармонизировать» законодательство об НКО. Группа быстро раскололась. Половина ее членов («государственники») сочла, что закон трогать не надо, хоть он и суров, а вторая половина («общественники») – что закон следует радикально переписать, создав для НКО благоприятную среду обитания. Летом 2008 года, после принятия Думой «политического» пакета поправок (они касались порядка регистрации НКО, подачи отчетности и других принципиальных вещей), стало ясно, что победили «государственники»: в текст не попали 70% предложений либерально настроенных «общественников».

Сейчас, в рамках второй волны «гармонизации», рабочая группа готовит не один, а сразу несколько законопроектов. По разнообразию элементов второй («экономический») и третий («системный») этапы богаче первого, «политического», и на них отводится больше времени. Это очень важно: на подготовку первой порции поправок времени почти не было. Это позволило «государственникам», настаивающим на тщательном согласовании поправок с ведомствами, фактически шантажировать «общественников».

Второй пакет поправок почти готов и в ближайшем будущем может быть принят Думой (один из проектов – о целевом капитале – уже отправлен правительству для формального одобрения). Речь идет, например, о налоговых льготах, государственной поддержке благотворительности и добровольчества (о готовящихся нововведениях подробно рассказал на днях президент Медведев в послании Федеральному собранию). Эти поправки, по словам Юрия Джибладзе, члена президентского совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, являются предметом «давних устремлений» гражданского общества. «Экономические» предложения были сформулированы довольно давно. Они не связаны непосредственно с неблагоприятной для гражданского общества ситуацией, возникшей в связи с принятием репрессивного по сути законодательства о некоммерческих организациях (благодаря ему из 600 тысяч НКО осталось приблизительно 200 тысяч). Но до апреля 2008 года, когда Дмитрий Медведев заинтересовался проблемами «третьего сектора», шансов даже на экономические перемены не было.

Поправки, по мнению Джибладзе, изменят ситуацию в рабочих отношениях государства и НКО к лучшему, а также смогут вовлечь гражданские институты в решение многих проблем (не только социальных, но и образовательных или, например, ситуации в сфере прав человека). Правда, пока неизвестно, будут ли приняты «экономические» законопроекты до конца календарного года (он совпадает с финансовым). Впрочем, отсрочка не так уж страшна: нововведения, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу и все равно начнут действовать с 1 января.

Опаснее другое: отношение чиновников к НКО остается настороженным. Напомним, в 2006 году НКО заставили сдавать обильную и сложную отчетность (эти бумаги, по признаниям чиновников, они прочитать не в состоянии). Государство рассматривало тогда «третий сектор» целиком как источник «оранжевой чумы». Сейчас чиновники выделили наиболее опасные, по их мнению, НКО. Владислав Сурков летом пообещал, что госконтроль над получателями иностранных денег государство не ослабит. Для НКО с иностранным финансированием или с бюджетом свыше 3 млн. рублей (таких организаций приблизительно 10%) после летних нововведений отчетность не только не уменьшилась, но даже увеличилась. К обязанности отчитываться перед государством прибавилась обязанность публиковать в Интернете точно такие же отчеты.

Еще одна иллюстрация. Кроме законопроектов, президентская рабочая группа работает над «гармонизацией» не только законов, но и регламентов Министерства юстиции, детализирующих порядок регистрации, подачи отчетов и проверок НКО. Минюст активно возражает против прохождения регламентов через рабочую группу (хотя весной и летом 2008 года, во время работы над «политическими» поправками, «общественникам» пообещали включить в регламенты предложения, «не уместившиеся» в закон).

В существующих регламентах много деталей, оставляющих пространство для произвола властей, и предложения скорректировать тексты у чиновников понимания не находят. Они всеми силами пытаются уклониться от нормативного ограничения своих полномочий.

Так, в сентябре эксперты президентского совета попросили чиновников Минюста прислать им проекты регламентов. Те прислали проект о регистрации. Текст вызвал множество замечаний, однако чиновники с «общественниками» категорически не согласились. Замминистра юстиции Величко заявил в минувшую пятницу, что замечания носят «технический характер», они «спорны с точки зрения юридической техники и смысла», а главное – являются «политизированными». Вероятно, последнее соображение является для чиновников превалирующим: в числе авторов корректирующих поправок к регламентам есть НКО, вызывающие раздражение у властей (например, ассоциация «Агора»). Другой важный документ (проект новых форм отчетности) эксперты НКО случайно обнаружили в дальнем закоулке сайта Минюста: чиновники не собирались ни с кем советоваться. «Общественникам» с трудом удалось настоять на его изучении группой.

Минюст подготовил поправки к закону об общественных объединениях, касающиеся регистрации, проверок и подачи отчетности некоммерческих организаций. Он фактически повторяет текст «усеченных» изменений в закон об НКО. Минюст уверен, что и сейчас расширять объем изменений не нужно.

Поправки, касающиеся социальной рекламы, пока не обсуждаются. Владислав Сурков в пятницу неожиданно заметил, что «рекламщики могут быть против». Впрочем, напомнил Юрий Джибладзе, смысл государственной политики как раз в том, чтобы создавать преференции для социально значимых начинаний, которые с точки зрения коммерции заведомо невыгодны (в самом деле, инвестирует же государство в образование и фундаментальную науку). Есть и процедурное препятствие. Прошлой зимой Дума приняла в первом чтении законопроект, касающийся социальной рекламы (с тех пор он лежит без движения), внесенный Григорием Ивлиевым, Владимиром Мединским и другими депутатами от «Единой России». Чтобы внести в Думу новые поправки, нужно дезавуировать прежние. А эта идея понимания у депутатов пока не нашла.

Да и саму рабочую группу сложно расценивать как переговорную площадку. «Государственники» пока не готовы прислушиваться к мнению «общественников» и считают их скорее советчиками, а не партнерами. Третье заседание группы запланировано на 18 декабря.

«Новая» продолжает следить за развитием событий

Илья Кригер