Актуальное

Ответ на обращение лидеров НКО к Путину о "мифическом миллиарде долларов" пришел из Минюста

Напомним, это обращение с подписями 58 лидеров НКО было отправлено Президенту 11 апреля через систему электронного направления писем и обращений на сайте Президента. В тот же день было получено подтверждение о получении обращения. Уже после отсылки обращения в тот же вечер пришли подписи еще 8 ведущих лидеров НКО, а впоследствии на сайте civilpetitions.org было собрано еще 137 подписей.

В этом обращении к Президенту авторы писали, в частности:

"Мы также считаем, что общество имеет полное право знать о том, какие организации, в каких объемах и на что получают поддержку, в том числе из-за рубежа. Для этих целей мы, как и другие некоммерческие организации, размещаем в публичном доступе на сайте Министерства юстиции ежегодные отчеты о своей деятельности, включая полные данные о средствах, поступающих из-за рубежа. С этими данными может ознакомиться любой желающий (http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx). 

Но поскольку прозвучавшие в Вашем интервью цифры по меньшей мере в десятки раз превышают наши представления об объемах иностранной поддержки российским НКО, то нам и самим хотелось бы знать, что же это за организации, получающие такие деньги. 

Мы отдаем себе отчет в том, что у Вас может быть иная информация из каких-то специальных  источников. Учитывая общественный интерес к этому вопросу, убедительно просим Вас дать распоряжение безотлагательно опубликовать полные списки названных 654 НКО с указанием сумм, полученных ими за последние 4 месяца, и на какую деятельность эти средства были получены."

Полный текст обращения опубликован на сайте Российской правозащитной сети.

СМИ отреагировали на обращение активно, а пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков сказал в ответ на вопрос журналиста, что в администрации пока не получали письмо, а когда получат, разумеется, ответят.

Однако ответа ни от Путина, ни от его пресс-секретаря так и не последовало. Был получен лишь краткий бюрократический ответ от клерка из отдела по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента, "отфутболивающий" авторов обращения в Министерство юстиции "в соответствии с компетенцией по разрешению поставленных в нем вопросов".

27 мая на имя президента Центра развития демократии и прав человека Юрия Джибладзе по электронной почте был получен первый ответ по существу за подписью заместителя директора Департамента по делам НКО Министерства юстиции Татьяны Вагиной. Ответ датирован 24 мая. Имя Татьяны Вагиной стало хорошо известно общественности благодаря скандальному судебному процессу против Ассоциации "Голос", где она представляла позицию Минюста, и ее противоречащим друг другу комментариям о применении закона об "иностранных агентах" и понятии "политическая деятельность".

Увы, оказалось, что Минюст не может помочь интересующимся гражданам узнать правду, потому что данные об иностранном финансировании НКО были получены Министерством юстиции из Росфинмониторинга, и они относятся к данным "для служебного пользования", согласно ст. 14.1 закона об НКО. В свою очередь, сообщает Татьяна Вагина, эти сведения относятся к служебной информации ограниченного распространения, согласно пункту 1.2 Постановления Правительства №1233 от 03.11.1994 года о порядке обращения со служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, и поэтому "не подлежат разглашению Минюстом России без соответствующей санкции Росфинмониторинга". 

Комментирует президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе:

"Казалось бы, ответ Минюста не содержит информации по существу вопроса. Однако из него можно сделать два достаточно ясных вывода. 

Во-первых, Президенту (а вслед за ним и целому ряду высших должностных лиц) позволено сообщать обществу об "огромных" цифрах финансирования НКО из-за рубежа и обосновывать этими "ужасами" легитимность закона об "иностранных агентах" в целях защиты безопасности и суверенитета страны, необходимость жесткого применения этого закона и проведения беспрецедентных массовых прокурорских проверок НКО по всей стране. Напомним, что по единодушному мнению представителей НКО и юридического сообщества, эти проверки - незаконны и противоречат целому ряду российских законов и международным нормам, включая сам закон "О прокуратуре". Поэтому, чтобы обосновать проверки, и понадобились эти "страшные" цифры о миллиарде, якобы полученном НКО из-за рубежа в течение четырех месяцев. Но обществу, оказывается, не позволено узнать эти цифры, потому что это - "служебная информация ограниченного распространения". 

Во-вторых, очевидно, что ведомства пытаются теперь "спихнуть" ответственность за эти цифры друг на друга и тянуть время, пока продолжаются проверки и начинаются суды. Как и предполагали эксперты, когда исполнители готовили интервью Президента 5 апреля накануне его визита в Германию и Нидерланды, они "накрутили" удобные для обоснования прокурорских проверок НКО цифры, которые на самом деле не выдержат проверки при их публикации. Даже если исходить из презумпции невиновности и предположить, что эти цифры не просто взяты с потолка, а действительно получены из Росфинмониторинга, наверняка среди 654 НКО, упомянутых Президентом в интервью, есть организации, не имеющие никакого отношения к гражданскому обществу и всего лишь имеющие юридическую форму НКО. Таких, например, немало среди госкорпораций, успешно получающих средства из-за рубежа. В прессе сообщалось и о получении отделениями Фонда поддержки "Единой России" финансирования от оффшорных компаний за рубежом. Эти фонды - тоже НКО, и имеют право получать иностранное финансирование, в отличие от самих политических партий. Однако Президент ясно дал понять, что он говорит о правозащитных, антикоррупционных и других независимых некоммерческих организациях и в этом же интервью, еще до завершения проверок и вынесения судебных решений, заявил, что они все занимаются "внутриполитической деятельностью".

Однако не стоит ругать нерадивых исполнителей, подставивших "не знавшего правды начальника". Проблема не в них. В нынешней политической системе без честных выборов, конкурентной политической среды, где преследуются независимые исследовательские центры, исполнители во власти пытаются угадать желания начальства и перевыполнить его ожидания, чтобы продемонстрировать лояльность и получить бонусы. На стол руководству подаются не объективные данные, а та картина, которая начальству понравится. В результате политическое руководство живет в искусственном мире, подогнанном под его же собственные представления, полном внешних и внутренних врагов. Круг замкнулся.

Конечно, представители гражданского общества продолжат требовать раскрытия этих данных. На днях будет направлено письмо в Росфинмониторинг с просьбой, чтобы он сам опубликовал исходные цифры или дал "соответствующую санкцию" Минюсту. В конце концов, существует Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в котором сказано, в частности, что "доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну" (п.1 ст. 5). Ясно, что данные об иностранном финансировании НКО не являются "государственной или иной охраняемой законом тайной". Закон выше постановления правительства. На этот защищающий право граждан на доступ к информации закон и будем опираться".